Новое наземное метро: зачем нужны сквозные диаметры?

Москва запускает новый мегапроект: диаметральные маршруты пригородных железных дорог станут новым видом транспорта. По сути, это новые наземные ветки метро, которые свяжут столицу с областью. 
Когда запустят первые диаметры?
Первые два диаметра запустят в конце 2019 – начале 2020 года. Остальные маршруты пока находятся в разработке. 
 
 
Что конкретно сделают?
Уже существующую железнодорожную инфраструктуру модернизируют, она станет основой для нового пассажирского сервиса. Здесь организуют удобные пересадки на другие виды транспорта, введут единую билетную систему, сервисы и навигацию, к которым уже привыкли все, кто ездит на поездах метро и Московского центрального кольца. Современные поезда по новым маршрутам будут ходить с минимальными интервалами — пять-шесть минут в часы пик. При этом действующие пригородные поезда продолжат ходить по железной дороге. 
 
Будут ли строить новые пути?
Для первых двух диаметров это не понадобится. При запуске остальных маршрутов такая необходимость может возникнуть. Сейчас параллельно с этой программой ведется строительство дополнительных главных путей радиальных направлений железных дорог, что также важно для диаметров, поскольку эти проекты взаимосвязаны.
 
 
Для кого это делается?
Уже на первом этапе эта программа сделает транспорт доступнее для 2,3 миллиона человек. Это жители районов Лианозово, Дегунино, Бескудниковский, Тимирязевский, Бутырский, Кунцево, Фили-Давыдково, Южное Бутово, Чертаново Южное, Люблино, Бирюлево Западное, а также Щербинки. Удобнее станет ездить и из Подмосковья — из Сколкова, Лобни, Долгопрудного, Одинцова, Красногорска, Подольска, Нахабина. 
Какие диаметры появятся первыми
и почему?
Это два маршрута, которые свяжут Смоленское и Савеловское направления (Одинцово — Лобня), а также Курское и Рижское (Нахабино — Подольск). По количеству пассажиров — это примерно 30 процентов всей программы. 

Их выбрали, потому что железнодорожная инфраструктура на этих участках практически готова к новой программе. К тому же они самые востребованные. А еще эти направления хорошо связаны с метро и МЦК: в общей сложности на них есть 27 пересадок. 
ПЕРВЫЕ МАРШРУТЫ СКВОЗНЫХ ДИАМЕТРОВ
 
 
Что изменится?
 
Новый транспортный проект позволит сократить интервалы движения на существующих направлениях до
пяти-шести минут в час пик
После обновления инфраструктуры появится возможность запустить дополнительные поезда с минимальным интервалом. Например, сейчас на направлении Лобня — Одинцово в утренний и вечерний часы пик ходит всего по семь поездов. После запуска диаметров их количество увеличится до 20 составов в утренний час пик и до 30 — в вечерний, а поезда в это время будут ходить с интервалами около шести минут. Благодаря этим изменениям пассажиры смогут быстрее добираться до пункта назначения без дополнительных пересадок и не зависеть от расписания. 

Дальнейшее развитие диаметров позволит создать дополнительные пассажирские места, сбалансировать нагрузку на городской транспорт и автомагистрали. 

График работы Московских центральных диаметров будет таким же, как в метро, — с 5:30 утра до 1:00 ночи.
В целом, по подсчету экспертов, реализация проекта МЦД разгрузит всю транспортную инфраструктуру столицы на 10–12%.

Сколько будет пересадок с двух маршрутов на другой транспорт?
Диаметр Одинцово–Лобня будет иметь 12 пересадок на станции метрополитена, МЦК и радиальные железнодорожные направления.

Пассажиры линии Нахабино–Подольск смогут сделать 15 пересадок на метро, МЦК и на радиальные железнодорожные направления. 

 
 
Какими будут поезда и билеты?
Уже известно, что на первых двух маршрутах МЦД будет курсировать городской электропоезд «Иволга», полностью спроектированный и собранный в России. По уровню технических решений, комфортабельности и экономической эффективности «Иволга» соответствует лучшим зарубежным аналогам, а по отдельным параметрам даже превосходит их.
«Иволга» бесшумна, не вибрирует, идет плавно. Кресла расположены «лицом к лицу», а над ними предусмотрены полки для багажа и крючки для одежды. В «Иволге» больше поручней, и на них нанесено теплое покрытие, так что ездить стоя будет тоже комфортно. 

В новом электропоезде отсутствуют тамбуры, в них широкие двери, которые можно открывать выборочно — пассажирам удобно входить и выходить из поезда и перемещаться по салону. 

Материалы по теме
По первому московскому диаметру запустят поезда «Иволга»
Тепловые пушки в дверных проемах не дают теплому воздуху покидать вагон в зимнее время. Система вентиляции поддерживает постоянный микроклимат и обеззараживает воздух.

«Иволга» оборудована всеми современными пассажирскими сервисами — креплениями для велосипедов, USB-розетками для зарядки гаджетов, видеомониторами, точками доступа к Wi-Fi, удобными информационными табло.
 
Также поезда прекрасно приспособлены для проезда маломобильных пассажиров: предусмотрены надежные крепления для колясок и просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Для комфортной интеграции диаметров с остальным городским транспортом будет разработана удобная билетная система. На диаметрах будут действовать стандарты метро и МЦК, в том числе оплата проезда и единый билет. Для оплаты проезда пассажиры смогут использовать карту «Тройка».
Сроки реализации программы и ее аналоги
Программа стартует в 2018 году и продлится до 2025-го. Первые два диаметральных маршрута запустят в конце 2019 - начале 2020 года.

Подобный опыт успешно реализован в других странах. Почти во всех крупных европейских городах есть примеры интеграции железнодорожной инфраструктуры и метро. Это, например, S-Bahn в Германии, RER во Франции, Overground в Лондоне.
 
 
Скоростные электрички RER, Париж
Система пригородно-городского транспорта Overground, Лондон
Во многих немецких городах работает сеть пригородно-городских поездов S-Bahn. В Берлине она была запущена в 1930 году и сейчас включает 15 линий общей протяженностью 331 километр, 166 станций и перевозит около 430 миллионов пассажиров в год. 

Париж и его пригороды с 1969 года связывают скоростные электрички RER. В систему входят пять линий общей протяженностью свыше 600 километров и 257 станций. Пассажиропоток составляет около 780 миллионов человек в год. 

Система пригородно-городского железнодорожного транспорта в Большом Лондоне и Хартфордшире London Overground запущена в 2007 году и сейчас включает 112 станций. Ежегодно ею пользуются более 184 миллионов пассажиров.