Поездка по Малому кольцу МЖД

29 июля вице-президенты ОАО «РЖД» Олег Тони и Петр Кацыв проехались по участку обновленного Малого кольца Московской железной дороги от остановки «Лужники» до «Сити». Руководители ОАО "РЖД" рассказали, чего стоило компании и правительству Москвы превратить старую инфраструктуру МКЖД, по которой некогда ходили только грузовые поезда с тепловозной тягой, в современную пассажирскую магистраль, интегрированную в единую транспортную систему столицы. 

Пассажир растет на глазах 
Малое кольцо – сегодня часть крупнейшего на сети ОАО «РЖД» Московского железнодорожного узла, который также включает Большое кольцо и 10 радиальных направлений. На МЖУ осуществляется более 50% всех пригородных перевозок и 23% – в поездах дальнего следования от всего пассажирского сообщения по стране, рассказал Олег Тони. Сейчас здесь только пригородными поездами перевозится около 500 тыс. пассажиров в год. К 2020 году, согласно прогнозу, показатель достигнет 1,3 млy человек, тогда как на сегодня пропускная способность радиальных направлений узла в «пиковые» часы уже почти исчерпана. 

Чтобы обеспечить перевозку перспективного пассажиропотока ОАО «РЖД» совместно с правительствами РФ и Москвы создали программу комплексного проекта развития железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла в 2012-2020 гг. и период до 2025 года (утверждена в мае 2015 года), напомнил О. Тони. Объем предусмотренных в ней затрат до 2020 года – 246,9 млрд руб. Эти деньги предполагается освоить на развитие инфраструктуры радиальных направлений МЖУ, северной части Большого кольца, а также всего Малого железнодорожного кольца. 
Поменять роль и декорации 
Стоимость реконструкции конкретно МКЖД – 74,8 млрд руб. Из них на сегодня уже освоено 50 млрд руб. 
«Превышения сметы нет и не будет, – уточнил О. Тони. – Мы это достаточно четко контролируем. Даже подрядчик, который уже выполнил работы, получил 95% от их стоимости. 5% он получит через год, когда мы поймем, что сданные им объекты выполнены качественно, без брака и скрытых дефектов. Поэтому все деньги мы сразу не выплачиваем. Пытаемся таким образом страховаться». 


Задача реновации Малого кольца – сложна и специфична. Построенное в 1908 году, поначалу оно играло важную роль как в грузовых, так и пассажирских перевозках, а впоследствии его переориентировали сугубо на транспортировку грузов. 
Однако сегодня город диктует другие условия. С переносом промышленных зон за пределы Москвы грузоперевозки отошли на второй план. Вместе с тем необходимость развития транспортной инфраструктуры для горожан, коих из года в год становится все больше, резко возрастает. Поэтому на МКЖД было решено организовать в качестве основного пассажирское движение, причем интегрированное в существующую транспортную систему города за счет создания транспортно-пересадочных узлов. 

По словам О. Тони, объемы работ в рамках реконструкции Малого кольца – очень масштабные. Общая протяженность дороги составит 54 км. Одного земляного полотна требуется уложить в общей сложности под 900 тыс. м3. Чтобы освободить территории, нужно было вынести или снести более 4 тыс. различных строений, таких, например, как гаражей. На сегодня снесено 3,5 тыс. из них. 
«Чтобы город был экологически привлекательным и чистым, было принято решение об электрификации МКЖД. Для этого было необходимо построить и реконструировать пять тяговых подстанций и подвести к ним кабели. На данный момент эти работы полностью закончены. Энергию мы подадим в течении нескольких месяцев. Также для электрификации необходимо было поставить более 4 тыс. опор контактной сети, уже поставлено около 3 тыс. опор», – перечислил О. Тони. 
Чтобы поезда шли без задержек, нужно было реконструировать и построить 28 мостов. Столько же – остановочных пунктов, которые позволят совершать пересадки на городской транспорт: 16 из них – на метро, 9 – на радиальные направления МЖД и 12 оборудуют перехватывающими парковками. На сегодня эти работы почти завершены, и все 28 транспортно-пересадочных узла будут готовы к эксплуатации в конце года. А к 2020 году таких ТПУ в Москве будет более 30. 

Остановочный пункт «Лужники», откуда началась демонстрационная поездка по МКЖД, – будет одним из таких ТПУ, причем одним из крупнейших. Его общая площадь – 3,5 га. Предполагаемый пассажиропоток в час пик – 9 тыс. пассажиров. «Лужники» станут основным транспортным узлом главной арены Чемпионата мира по футболу 2018 года. 

Отличительной особенностью станции является увеличенная до 283 метров длина платформ, что позволит принимать составы электропоездов из 10 вагонов. 

ТПУ «Сити», куда прибыл поезд с журналистами, – будет тоже одним из самых крупных по территории (28,1 га в границах разработки проекта планировки). На сегодня, по словам, О. Тони, степень готовности объекта – 50%. Впереди – установка легких конструкций, билетных касс, лифтов для людей с ограниченными физическими способностями, зоны отдыха и питания. Стоимость станции – 1,3 млрд рублей. 


Что-то вроде «Ласточек» 
В секрете исполнители проекта пока держат поставщика поездов, которые будут курсировать по МКЖД. Правда, О. Тони немного развеял интригу, сказав, что речь идет о поездах «типа «Ласточка». Всего их будет около 30. В пиковое время поезда будут ходить по МКЖД с интервалом движения в 6 минут. Какой интервал будет в остальное время – покажет пассажиропоток. Не исключено, что поезда будут доступны и в ночное время. 
«В целом задача по московскому узлу – увеличить пропускную способность на 30% до 2020 года, а в часы пик – в полтора раза», – сказал О. Тони. 


Стоимость проезда по МКЖД (с возможностью пересадки на другой транспорт), конечно, пока не определена. Однако, как заверил Пётр Кацыв, она точно не будет превышать цены на билет на метро. Сейчас, по его словам, решается вопрос, будет ли этот билет смешанный или будут два раздельных. 
Движение по кольцу в тестовом режиме откроется в декабре. А пассажиры по нему поедут летом-осенью будущего года. 

По материалам: www.rzd-partner.ru